Ахмадуллин А.С.Профилактика терроризма. Журнал «Законность», 2012, № 3

В 2006 г. на федеральном уровне пересмотрена законодательная база по борьбе с терроризмом. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. N 116 «О мерах по противодействию терроризму» разделили задачи в сфере противодействия терроризму, решаемые правоохранительными органами и спецслужбами, органами исполнительной власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления.

Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. N 116 установлено, что на органы местного самоуправления возложены функции профилактики терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений.

Согласно ч. 3 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» «органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий».

Статьи 14-17 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения для поселения, муниципального района, городского округа относят участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма.

Частью 2 ст. 17 этого Федерального закона органам местного самоуправления предоставлено также право привлекать граждан к социально значимым работам, в том числе дежурствам в целях решения задач противодействия терроризму.

Под понятиями «профилактика терроризма» и «минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма» законодатель определил: «выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению терактов»; «комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на предотвращение угроз населению; оказание медицинской помощи пострадавшим; на социальную реабилитацию лиц, пострадавших в результате террористической акции; осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате такой акции; защиту окружающей природной среды; сохранение объектов жизнедеятельности, имущества; восстановление нормального режима работы (функционирования) всех лиц и предприятий после вынужденных временных ограничений и запретов на осуществление их прав в результате введения правового режима контртеррористической операции».

В муниципальных районах и городских округах (МР и ГО) вопросы координации деятельности на соответствующей территории территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов исполнительной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений, реализации государственной политики в области противодействия терроризму, мониторинга политических, социально-экономических и иных процессов в МР и ГО, оказывающих влияние на ситуацию в области противодействия терроризму, разработки мер по профилактике терроризма, устранению причин и условий, способствующих его проявлению, возложены на антитеррористические комиссии (АТК).

Профилактика терроризма, а также минимизация и ликвидация его последствий в границах поселения относится к вопросам местного значения. Между тем конкретные полномочия органов местного самоуправления в законодательстве не определены, что на практике вызывает определённые затруднения.

Сложившаяся практика в Республике Башкортостан показывает, что для реализации названных направлений деятельности АТК МР и ГО необходимо разработать и утвердить план конкретных мероприятий, направленных на профилактику терроризма и экстремизма, с учётом складывающейся ситуации и перспектив развития оперативной и криминогенной обстановок, определения наиболее важных вопросов, на реализацию которых необходимо максимальное задействование сил и средств органов местного самоуправления, правоохранительных и других заинтересованных органов с выработкой механизма осуществления контроля за реализацией решений и поручений муниципальных антитеррористических комиссий.

При составлении и утверждении бюджета МР и ГО в расходной его части необходимо предусмотреть достаточные средства на проведение таких мероприятий.

Документирование деятельности целесообразно осуществлять в рамках отдельного делопроизводства, с составлением протоколов, справочных и иных материалов о деятельности комиссии и администрации муниципального образования в сферах профилактики терроризма и обеспечения общественной безопасности.

Работа АТК МР и ГО должна осуществляться в рамках положения и регламента.

Проведённые прокурорами проверки свидетельствуют об имеющихся на местах недостатках в вопросах организации надлежащей охраны объектов возможных террористических посягательств, их готовности к минимизации последствий чрезвычайных ситуаций и террористических актов.

Недостаток финансовых средств порой не позволяет выполнить в необходимом объёме инженерно-технические мероприятия по усилению охраны и защиты объектов (ограждение, исключающее возможность проникновения на объект посторонних лиц, внедрение видеонаблюдения, установка охранно- пожарной сигнализации, привлечение военизированной охраны, разработка антитеррористической документации, оборудование стендов с наглядной агитацией, по действиям в экстремальной ситуации и т.п.).

Чрезвычайно сложно осуществлять постоянную охрану и защиту некоторых объектов по причине их протяжённости или многочисленности (линейных частей магистральных трубопроводов, колодцев, задвижек на объектах энергетики, газового хозяйства, находящихся за пределами основных территорий).

Не определён порядок обеспечения охраны таких объектов жизнедеятельности, как водозаборы, которые в настоящее время выделены из перечня объектов, подлежащих военизированной охране.
До сих пор нет единых для всех ведомств требований, определяющих критерии антитеррористической защищённости объектов.

В полном объёме необходимо решить задачу разработки и внедрения паспортов безопасности (противодиверсионных паспортов) на объектах возможных террористических посягательств. В связи с этим влияние муниципальных антитеррористических комиссий на процесс паспортизации недостаточное.

В рамках управленческого воздействия на руководство хозяйствующих субъектов, чьи предприятия отнесены к объектам возможных террористических посягательств и где не реализуются мероприятия антитеррористической направленности, АТК МР и ГО должны использовать положения ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которому организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

Вместе с тем следует отметить, что в законодательстве не закреплена ответственность за неисполнение решений АТК МР и ЧС, что на практике вызывает определённые затруднения.

Взаимодействие администраций МР и ГО, являющихся звеном между населением, с одной стороны, и территориальными органами федеральных и республиканских органов власти, с другой, с указанными органами должно осуществляться по следующим направлениям:

— обмен информацией с отделами внутренних дел и межведомственными рабочими группами по профилактике экстремизма и терроризма, образованными при районных и городских прокуратурах;
— разработка антитеррористических мер профилактического характера, устранение причин и условий террористических проявлений;

— повышение защищённости на территории муниципальных образований объектов возможных террористических посягательств, заблаговременная выработка мер по минимизации и ликвидации последствий возможных террористических актов;

— осуществление комиссионных проверок совместно с органами МЧС и МВД антитеррористической защиты уязвимых в террористическом отношении мест и объектов (безопасность технологических процессов на потенциально опасных объектах, законность сдачи в аренду и в наём помещений на таких объектах, безопасность чердачных, подвальных и подсобных помещений, соблюдение правил учёта, хранения, использования оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов, сильнодействующих или ядовитых веществ, готовность сил и средств к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций);

— устранение предпосылок, прежде всего в социально-экономической сфере, межнациональных и межконфессиональных отношениях, способствующих проникновению и распространению на территории муниципальных образований политического и религиозного экстремизма, недопущение их перерастания в террористические угрозы;

— реализация через средства массовой информации пропагандистских контртеррористических программ с целью формирования в обществе активной гражданской позиции, использование различных форм информационно-воспитательной работы («круглые столы», пресс-конференции, встречи и т.п.), направленной на разъяснение действующего антитеррористического законодательства, освещение основных результатов антитеррористической деятельности;

— распространение учебно-методических и информационно-справочных материалов, включающих плакаты и инструкции по действиям граждан, а также руководителей предприятий и организаций в случае возникновения угроз совершения террористических акций;

— участие в республиканских учениях, а также самостоятельное проведение комплексных командно-штабных и тактико-специальных учений по отработке взаимодействия сил и средств подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления при возникновении опасности совершения террористических актов, а также по профилактике и минимизации их последствий;

— заслушивание на заседаниях антитеррористических комиссий руководителей подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по вопросам выработки и реализации антитеррористических мер в муниципальных образованиях, а также руководителей учреждений, предприятий и организаций о принимаемых мерах по усилению антитеррористической защищённости объектов;

— усиление контроля за выполнением в муниципальных образованиях решений АТК РБ, а также их собственных решений;

— внесение в аппарат АТК Республики Башкортостан предложений, направленных на совершенствование существующей нормативной базы в сфере противодействия терроризму, а также текущей деятельности всех взаимодействующих структур по обеспечению надёжной защищённости населения и объектов;

— обмен опытом и налаживание постоянного взаимодействия органов государственной власти и администраций МР и ГО, особенно в части методической и правовой поддержки муниципалитетов;

— материальная поддержка администраций МР и ГО из республиканского бюджета;

— активизация взаимодействия с общественными организациями, другими институтами гражданского общества, лидерами общественного мнения в этнокультурной сфере, с духовенством, образовательными учреждениями всех уровней, работодателями и профсоюзами, предпринимательским сообществом.

Ахмадуллин А.С. ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА. ЖУРНАЛ «ЗАКОННОСТЬ», 2012, № 3

Ссылка на источник: http://nac.gov.ru/publikacii/stati-knigi-broshyury/ahmadullin-profilaktika-terrorizma-zhurnal.html